Помните, были такие в России в конце 90-х и начале 2000-х? Про них тут же стали снимать фильмы, писать книги — о чрезвычайно одарённых детях, чуть ли не телепатах, но испытывающим проблемы с общением.
Авторство термина принадлежит Нэнси Энн Тэпп, называвшей себя экстрасенсом. Она уверяла, что видит вокруг таких детей некую синюю ауру.
Теория женщины стала очень популярной.В США, в 1982 году Тэпп была выпущена брошюра «Улучшение жизни через цвет». Почти 200 страниц описаний цветных электромагнитных полей, исходящих от каждого. Каждый цвет отвечал за превалирующее качество — решительность, обидчивость и прочее.
Про саму Тэпп информации немного. О себе она рассказывала мало и что там было правдой — неизвестно. К примеру тот факт, что она работала в Государственном университете в Сан-Диего, не нашёл подтверждений. В книге «Дети индиго. 10 лет спустя» авторы указывают на то, что у Тэпп была синестезия (как у Владимира Набокова и Винсента Ван Гога) — восприятие, при котором люди «видят и чувствуют цвет» букв и цифр. Вот такой, возможно, была Нэнси, которая умерла в 2012 году.
По словам Тэпп, в начале 70-х годов в мире практически исчезли люди с ярко-розовым оттенком, а вот с тёмно-синим оттенком наоборот появились, те самые люди с аурой индиго. По словам женщины, они были уверены в себе, осознаны, мудры и самостоятельны. Также она отметила четыре типа, на которые делятся дети-индиго: у концептуалистов ярче выражено умение достигать цели и сосредоточенность на проектах, гуманисты — активные и общительные, им она прочила общественно-полезную деятельность, художники — тонкие творческие натуры и наконец те, кто живут во всех измерениях — они привносят в мир новые философии.
Нэнси писала пособия, где раздавала советы, как вести себя родителям с детьми индиго, ведь с этими «новыми» детьми не работали старые воспитательные методы.
Когда концепция Нэнси набирала популярность, в моде были всякие духовные, эзотерические и религиозные практики. Тут же появились всяческие ясновидящие и кинезиологи, которые стали предлагать отыскать предназначение ребёнка, стали тестировать интеллект и воспитывать трудных подростков. СМИ стали снимать фильмы о детях, которые чувствовали человеческую боль, предсказывали различные катастрофы.
В конце 90-х и начале 2000-х в мире открывались центры для работы с одарёнными детьми, сообщества поддержки детей-индиго.
Концепция, невзирая на её очевидную антинаучность, сделала популярной гуманную педагогику. Больше говорить с детьми, помогать им находить то, что нравится, и развиваться в этом направлении, не давить на них своими нереализованными мечтами, не манипулировать ими. Тэпп советовала водить детей индиго на творческие и спортивные занятия, составлять для них индивидуальные планы обучения. То есть посыл был оптимистичным и полезным.
Когда завершилась мода на индиго, учёные решили узнать, почему этот очевидный миф стал таким популярным. Сильнее всего эта теория распространилась в России и США. Как раз в тогда, в 90-е, происходила масштабная переоценка ценностей и тогда-то в России вывели новую «Концепцию дошкольного воспитания», которая как раз говорила о том, что нужно учитывать индивидуальность ребёнка, воспитывать детей гуманными методами. «Концепция» должна была помочь в том, чтобы вырастить поколение, которое будет счастливее предыдущих.
Миф об одарённых детях индиго помог донести родителям, каких ошибки в воспитании нужно избегать. Чтобы убедить в этом большинство, нужно было доходчиво объяснить то, что современные дети другие и требуют совсем другого подхода.
Куда пропали и почему дети индиго? http://bt8.ru/2023/03/29/indigo/